propaganda_red (propaganda_red) wrote,
propaganda_red
propaganda_red

Ильенков и мировой круговорот

Станислав Ретинский

Еще Гераклит Эфесский высказал мысль о вечном круговороте материи. С этим соглашались также Бенедикт Спиноза и Фридрих Энгельс. Но все они рассматривали понятие о мировом круговороте лишь в общих чертах. Даже Ф. Энгельс, который специально ставил этот вопрос, в работе «Диалектика природы» ограничился утверждением, что «...материя в своем вечном круговороте движется согласно законам, которые на определенной ступени - то тут, то там - с необходимостью порождают в органических существах мыслящий дух» [Маркс К., Энгельс Ф., соч. т. 20, 1961, с. 510]. Тем не менее, необходимо выяснить, каким образом происходит этот «вечный круговорот»?

Примечательно, что вплоть до середины ХХ в. вопрос о мировом круговороте почти никем не рассматривался детально. И только в 1950-е гг. советский философ Эвальд Ильенков написал работу «Космология духа», в которой четко изложил диалектическое понимание бесконечности материи. Он утверждает, что бесконечность может развиваться только по кругу. Условием такого круговорота является наличие высшей формы материи - разума. При этом Э. Ильенков руководствуется положением Б. Спинозы об атрибутивном характере человеческого мышления. Советский философ считает, что не только нет мышления без материи, но и нет материи без мышления.

Кроме того, Э. Ильенков высказал новые мысли, которые позволили развить идею мирового круговорота. Он выдвинул гипотезу о том, что у мировой материи должен быть не только «верхний», но и «нижний» предел. Таким пределом является механическая форма движения материи. Но процесс ее постижения совершается только при участии человеческого мышления, т. е. высшей формы материи. Таким образом, высшая форма включается в вечный круговорот материи путем познания ее низших форм. И в этом круговороте не исчезает и не возникает ни одного нового атрибута материи.

Далее философ пишет: «Третьей философско-теоретической предпосылкой гипотезы является бесспорное положение, согласно которому «все, что существует, достойно гибели», что всякая «конечная» форма существования имеет своё начало и свой конец. Применимо это положение как к ныне существующей солнечно-планетной системе, так и к обитающему на ней человечеству» [Ильенков Э., «Философия и культура», 1991, с. 421]. Следовательно, рано или поздно на нашей планете должна исчезнуть высшая форма материи. Тогда возникает вопрос, а какой же смысл ее существования?

Раньше на этот вопрос отвечали только с помощью религии. Но Э. Ильенков проблему назначения человека связывает с проблемой «тепловой смерти», где он сознательно жертвует собой во имя нового цикла Вселенной: «Почему бы не предположить, что материя в своем развитии как раз и создает с помощью и в форме мыслящего мозга те самые условия, при наличии которых излучаемая энергия солнц не растрачивается бесплодно на простое нагревание мирового пространства, а накапливается в качественно высшей форме ее существования, а затем используется как «спусковой крючок», как взрыватель, дающий начало процессу обратного возрождения умирающих миров в форму раскаленной туманности?» [Там же, с. 432]. Другими словами, человеческое мышление есть та высшая форма, в которой осуществляется накопление и плодотворное использование энергии.

Следовательно, истинное предназначение человека состоит в том, чтобы ценой своего существования обеспечить космическую цикличность путем превращения замерзающей Вселенной в огненно-раскаленную туманность. На сегодняшний день уже создается огромное количество ядерной энергии. И чем глубже познается структура материи, тем больше энергии из нее высвобождается, что позволяет возродить умирающую Вселенную. В этом предназначении человеческая деятельность «наполнится новым пафосом, перед которым померкнет жалкий пафос религий» [Там же, с. 436].

http://propaganda-journal.net/4679.html
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment